21 сентября - вторые Осенины соединяют как бы два праздника: земной и духовный. По своей земной сути – это праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями, а по своей духовной, небесной природе – день рождения Девы Марии, Матери Иисуса Христа.
По русскому календарю, 21 сентября – еще и Аспасов день. На него встречали матушку-Осенину. Осенина в Древней Руси праздник не только урожая, но и Лады и Лели, матери и дочери – богинь плодородия, любви, брака. Ходили к берегам рек, озер и прудов овсяным хлебом встречать матушку-Осенину. Старшая стояла с хлебом, а молодые пели вокруг нее обрядовые песни. Хлеб разламывали и раздавали всем присутствующим.
Как и в день весеннего равноденствия, в этот день обновлялся в избах огонь – старый гасили, а новый зажигали, украшали дом рябиной (сильный оберег).
Во избежание порчи от дурного глаза и болезней жгли старую одежду и обувь. На листьях писали то от чего хотелось избавиться и сжигали их в огне. Детей обливали на пороге водой.
Женщины изготавливали мандалу - "Рог изобилия" : в корзинку или чашу складывали символы урожая и здоровья, достатка и удачи: листья дуба, винограда, рябины, желуди, орехи и пр.(по желанию) ставили в доме и хранили до весеннего равноденствия (21 марта). В день весеннего равноденствия вс закапывалось в землю со словами" Расти и приумножайся".
27 сентября - третьи Осенины - приурочены к христианскому празднику Воздвижение Креста Господня. В это время по традиции начинались капустницы, девичьи вечеринки, когда молодежь ходила из дома в дом рубить капусту. Капуста считалась священной пищей богов. В Третьи Осенины осуществлялся древний обряд - крестовый. Знак креста издревле считался символом солнца. На праздник вырезали кресты из дерева, составляли крест-накрест ветки рябины, рисовали кресты в местах, которые хотели защитить от нечистой силы.
Считалось, что на Третьи Осенины змеи и птицы переселялись в неведомую блаженную страну, называемую ирием. Посему было принято устраивать проводы их с просьбой передать послание ушедшим в мир иной. В деревнях в этот праздник варили пиво. Осуществляли обрядовую опашку села, изгоняя из него Кухому (лихорадку, трясуницу), затем разделяли пиво по домам и отдыхали после трудов. Вечером топили бани и парились, изгоняя из себя нечисть.